E-mail: o_bender@hotbox.ru
|
МЕНДЖМЕНТ В СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЕ // Тезисы докладов конференции "Новые направления в диагностике, лечении и профилактике заболеваний у населения Тверской области". - Тверь: 1996.
О.Н. Морозов, Л.А. Плотицына, В.А. Никольская
Горбольница № 2, г. Тверь.
До настоящего времени считалось правомерным использовать понятие "Менеджмент", как профессиональное управление, по отношению к сфере производства. Процесс перевода учреждений здравоохранения на экономические методы управле-ния в условиях действия Закона "О медицинском страховании граждан в РСФР" потребовал как практического, так и теорети-ческого осмысления сущности и содержания экономической ка-тегории "менеджмент" и по отношению к традиционно соци-альной сфере, такой как здравоохранение. В частности, перевод отрасли на принцип медицинского страхования позволяет оп-тимизировать систему взаимных расчетов и финансово-хозяйственных связей учреждений здравоохранения и их под-разделений, что по определению, является основным инстру-ментом управленческой деятельности.
Проблемы разработки системы управления (менеджмента) в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) по переходу на принципы страховой медицины решаются авторами в тече-ние последних пяти лет. Можно выделить ряд этапов формиро-вании структуры менеджмента в многопрофильной больнице.
Первый этап - постановка задачи: ориентация персонала на уровне "экономического ликбеза": на работу по нормативам, отработку показателей статистической отчетности и учета объ-емов работ в ЛПУ, знакомство с основными экономическими терминами и понятиями, например, "прибыль", "амортизация".
Второй этап - создание методики ценообразования на медицинские услуги, разработка нормативной базы, в том числе медико-статистических стандартов.
Третий этап - разработка программ по автоматизации рабочих мест статистических и экономических служб стациона-ра и поликлиники.
Четвертый этап - внедрение программ.
Пятый этап - создание локальной сети ЛПУ.
В рамках общей концепции перехода к экономическим ме-тодам управления в Городской больнице № 2 уже разработан комплекс программных средств автоматизации ЛПУ, состоя-щий из трех основных частей:
a) автоматизированные рабочие места (АРМ) работников;
b) административного аппарата и бухгалтерии;
c) автоматизированные рабочие места медицинского пер-сонала и статистиков поликлиники, параклиники и стацио-нара, а также автоматизированные места экономистов.
Все программные средства написаны на языке FOXPRO и работают на персональных машинах типа IBM PC AT.
В настоящее время ведутся работы по объединению всех программных средств в единую информационную систему ЛПУ, результатом которой будет создание базы данных для выдачи счета за пролеченного больного.
Однако, очевидно, что внедрение этой системы необходимо и целесообразно только при стабильных финансовых источни-ках функционирования ЛПУ. Тем не менее, накоплен достаточ-ный практический опыт и теоретический материал, позволяю-щий сделать некоторые выводы и дать рекомендации для всту-пающих на путь экономических методов управления, а, по сути, менеджерам в страховой медицине.
Перевод с 1. 07. 94г. Городской больницы № 2 г. Твери на финансирование через фонд обязательного медицинского стра-хования выявил следующие проблемы.
Во-первых, нормативная база фонда не согласуется с ана-логичными базами ЛПУ, но, что более существенно, отсутству-ет профессиональная координация взаимоотношений фонда и ЛПУ. Требуется единый (для ЛПУ города и области) экспертно-методический центр для последующей корректировки норма-тивной базы и документации, регулирующей механизм взаимо-расчетов.
Во-вторых, не отрегулирован механизм взаимоотношений фонда с городским бюджетом в части возмещения затрат по со-держанию инфекционных и других социально-значимых коек. Фонд финансирует только за "пролеченного" больного, поэто-му "неработающие" койки ЛПУ вынуждено содержать за счет своих собственных доходов.
В-третьих, следует отметить, что денежные потоки оказа-лись рассогласованными в части финансирования работающего и неработающего населения. Давно вынашиваемая идея сме-шанного финансирования с появлением фонда не только не ре-шилась, а усугубила существующую практику принципа оста-точного финансирования, только на этот раз в "остатке" оста-лись ЛПУ на голодном финансовом пайке в 3,6% фонда. Ибо из этой суммы лечат не только заплативших (предприятия), но и социально незащищенные слои населения, поскольку городской бюджет не всегда регулярно перечисляет средства на эти нужды в фонд. Да и финансовое положение ряда крупных предприятий оставляет желать лучшего. И, в-четвертых, старая организационная структура здраво-охранения с появлением фонда не претерпела никаких измене-ний, кроме переподчинения источника финансирования для не-которых ЛПУ. Более того, являясь собственником ЛПУ, город-ской бюджет практически исключил из своих расходов затраты на ЛПУ, работающие с фондом.
Все это привело к тому, что экономические методы управления (в частности, работа по ценам и медико-статистическим стандартам) реализуется только на уровне ЛПУ.
Вместе с тем, работа по ценам и метод формирования цены по формуле "издержки плюс прибыль" является первой и низ-шей ступенью в теории и практике ценообразования. И если мы хотим решить комплексную задачу стимулирования оказания качественной медицинской помощи и эффективного управления всеми финансовыми процедурами в системе "ЛПУ - фонд - бюджет", то следует:
1. В сложившейся ситуации изменить структуру и функции органа управления ЛПУ.
2. Пересмотреть источники и варианты финансирования, в том числе инфекционных и других социально-значимых коек.
3. Установить единый подход к методике ценообразова-ния или тарифов, как для ЛПУ, финансирующихся из фонда ОМС, так и для ЛПУ финансирующихся из бюджета.
4. Разработать единые нормативы по прямым расходам параклинических служб и увязать их с условными единица-ми на выполнение одних и тех же услуг.
5. Создать единый справочник МКБ.
6. Наметить и реализовать комплекс организационных и социально-психологических мероприятий на всех уровнях управления персоналом с целью адаптации к новым усло-виям работы. Несмотря на сложность и противоречивость процессов перехода на страховую медицину все вышеизложенное дает основание утверждать о становлении и реализации принципов менеджмента в социальной сфере на практике.
|